вторник, 13 января 2015 г.

Карикатурный вольтерьянец

"Теракт в Париже, безусловно, потряс широкую общественность. Однако некоторых он потряс настолько, что рамки всевозможных юридических, этических и моральных норм оказались раздвинуты до невозможности. Приводить примеры реакции известных людей не имеет смысла – все издания буквально забиты диаметрально противоположными оценками. Однако в этом потоке, безусловно, стоит отметить действия Михаила Ходорковского, объявившегося себя вольтерьянцем. Очевидно, под воздействием трагических новостей из Франции борец за свободное общество призвал к действию. Ходорковский в микроблоге Twitter призвал СМИ публиковать карикатуры на пророка Мухаммеда. «Если журналисты — достойное сообщество, завтра не должно быть издания без карикатуры на пророка», - написал Ходорковский.















Оставив в стороне те оценки, которые Михаил Борисович получил после столь «толерантного» призыва, обратимся к последствиям этого призыва. Радикальные оппозиционеры, бросились чего-то там изображать. Однако даже либеральные СМИ привели лишь некоторые образцы творчества французских карикатуристов. Такую пассивность в поддержке творческого замысла Ходорковского можно было бы объяснить «ужасами кремлевского режима», который, как считают западные СМИ, целиком и полностью находятся под железной пятой государства – не пикнешь. Но проблема оказалась в том, что и пресса Запада, где свобода и демократия, мягко говоря, не пожелала принимать участия в сомнительной акции.

Как сообщило агентство Reuters, ведущие американские информагентства отказались перепечатывать карикатуры на пророка Мухаммеда, которые стали причиной нападения на французский журнал Charlie Hebdo. The New York Times, The Wall Street Journal, Reuters и Associated Press заявили о том, что не будут публиковать карикатуры, оскорбляющие религиозные чувства. Как сообщается, карикатуры были перепечатаны только онлайн-изданиями The Daily Beast и Slate. «После тщательного рассмотрения данного вопроса редакторы Times решили, что описание карикатур, о которых идет речь, даст читателям достаточно информации для понимания сегодняшней истории»,- сказал пресс-секретарь New York Times Company Даниэль Роадес.

В свою очередь автор этого издания, известный журналист Дэвид Брукс отметил, что нападение на редакцию в Париже и террористический ад во Франции "являются следствием того, что сотрудники сатирического журнала не соблюдали элементарные стандарты вежливости и уважения". Журналист считает, что несмотря на жестокость преступников, нужно "еще раз задуматься над тем, как сделать наш подход к сатире и провокаторам менее лицемерным". Автор отмечает, что "фактически не разделяет тот тип изначально оскорбительного юмора, на котором специализируется издание". Ведущие западные СМИ ограничились лишь перепечаткой или демонстрацией в эфире архивных обложек французского журнала, не считая возможным акцентировать внимание аудитории на «религиозных мотивах».

В общем, Михаил Борисович Ходорковский, а равно и его отважные адепты угодили в ситуацию героя фильма «Стиляги», когда ему сообщают, что «на Западе стиляг нет». Да и не секрет, что со свободой там не все однозначно. В той же Франции.

Как рассказал изданию "Atlantico" французский журналист и писатель Доминик Жаме: «достаточно вспомнить о том, как Эрика Земмура (Eric Zemmour) выгнали с i-Télé всего лишь за одно слово «депортация», которое он к тому же на самом деле даже не произнес». Это не говоря уже о том нашумевшем случае, когда в августе 2008 уволили известного французского карикатуриста Синэ, опубликовавшего в еженедельнике CGARLIE HEBDO карикатуру на сына президента Жана Саркози. Уволили, как сообщалось, за антисемитизм. Или вот – новость из Парижа. Власти Франции завели дело на мусульманского комика за шутку про Charlie Hebdo. И вот тут и возникают неудобные вопросы, раз уж речь идет о свободе слова для всех. Впрочем, вольтерьянцы не особенно обращают внимания на подобные факты, очевидно, полагая табу на определенные темы элементом проявления свободы.

Что же касается Ходорковского, то каждое действие может иметь последствия. И дело не в горячей полемике, вспыхнувшей между швейцарским сидельцем и российским мусульманским сообществом. А в том, что запись МБХ в микроблоге можно квалифицировать как призыв к экстремизму. Именно так посчитали депутаты ГД России.
И, как пишут «Известия», член Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Иван Сухарев обратился к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину с просьбой провести проверку и возбудить уголовное дело в отношении Михаила Ходорковского по причастности к преступлениям, предусмотренным статьями 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») и 148 («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») УК РФ. По мнению депутата, Ходорковский оскорбил значительную часть населения России, призвав средства массовой информации опубликовать карикатуры на пророка Мухаммеда после теракта в Париже».

Вот глядя на это, возникает оценочное суждение. Оно заключается в том, что Михаил Борисович свободе слова и французам в столь трагичный час «помог» примерно так же, как и радикалы, напавшие на редакцию «помогли» своей религии. Разница лишь в том, что МБХ сделал это, как вольтерьянец, забыв, вероятно, что слово иногда, как та же пуля, убивает. "

Комментариев нет:

Отправить комментарий