понедельник, 19 января 2015 г.

Дмитрий Мазепин останется без «Тольяттиазота»?

Продолжается борьба между структурами владельца «Тольяттиазота» Сергея Махлая и миллиардера Дмитрия Мазепина. Химическая компания в третий раз меняет гендиректора – на этот раз «у руля» встал Вячеслав Суслов, лояльный Махлаю.
«Вячеслав Суслов — профессионал, достигший существенных результатов во внедрении современной системы управления компанией. Уверен, что ему под силу вывести «Тольяттиазот» на новый уровень развития и успешно решить стоящие перед компанией задачи», — отметил председатель совета директоров ОАО «Тольяттиазот» Сергей Махлай.



Отметим, что Евгений Королев, занимавший пост генерального директора ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» с мая 2011 года, станет советником генерального директора по стратегическому развитию.

Рейдерская «Одиссея» Махлая?

Напомним, в декабре 2014 года Сергей Махлай напрямую обвинил миллиардера Дмитрия Мазепина в рейдерстве и давлении через суд, когда Басманный суд Москвы заочно арестовал главу «Тольяттиазота».

Согласно официальным данным, Махлай организовал схему по продаже продукции ЗАО по заниженным ценам и выводе средств в офшоры. Из-за этого последовал арест предпринимателя (заочный), что дает следствию основание для начала процесса экстрадиции предпринимателя из-за границы.

Правоохранители разрабатывают версию, согласно которой в 2008-2011 годах «лица, принимающие управленческие решения» в ТоАЗ, разработали и реализовали схему, при которой предприятие поставляло продукцию на экспорт (аммиак и карбамид) по заниженным ценам, в результате чего миноритарные акционеры «лишились значительной части дивидендов».

Поставки осуществлялись швейцарской компанией Nitrochem Distribution AG. Ущерб, нанесенный ТоАЗ, следствие оценило в сумму не менее 550 миллионов долларов. Обвинение было также предъявлено гендиректору ОАО «Тольяттиазот» Евгению Королеву, а в апреле 2013 года он был объявлен в розыск.

Но за этим уголовным делом, по мнению ряда независимых экспертов, кроется интерес господина Мазепина. Дело в том, что незадолго до ареста господин Махлай открыто обвинил владельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина в рейдерстве и в угрозах уголовного преследования.

Интерес Мазепина

Подчеркнем, что еще в 2012 году, почти сразу после проблем, которые возникли у «Тольяттиазота» по прокачке сырья, появились слухи о намерении Дмитрия Мазепина приобрести предприятие. В тот период «Тольяттиазот» оставался единственным независимым игроком на российском агрохимическом рынке, не входившим ни в частные, ни в государственные холдинги. Поговаривают, что поддержку Мазепину могли оказать структуры, контролирующие ключевой для «Тольяттиазота» Одесский припортовый завод (перерабатывает и готовит к транспортировке химические продукты).

Тольяттинцы практически остановили производство из-за прекращения транспортировки аммиака. Как выяснилось позднее, делалось это в целях давления на «Тольяттиазот», чтобы «Уралхим» Дмитрия Мазепина смог «приобрести» контролирующий актив!

Так или иначе, на данный момент менеджмент во главе с Владимиром Махлаем контролирует более 76 % акций «Тольяттиазота». Еще 9,7 % акций принадлежит «Уралхиму» Дмитрия Мазепина. 10 февраля 2012 года (почти сразу после появления слухов) следственный отдел по городу Тольятти СУ СКР по Самарской области возбудил уголовное дело «по факту воспрепятствования» ОАО «ТольяттиАзот» доступу миноритарного акционера к документам компании!

Потом в прокуратуру Комсомольского района города Тольятти поступили материалы проверки ОАО «Тольяттиазот». Проверка на соблюдения требований федерального законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов была проведена в июле 2012 года Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора на ОАО «Тольяттиазот».

Сразу представители «Уралхима» начали говорить, что действия менеджмента завода привели к тому, что компания не смогла выполнить свои договорные обязательства перед другими партнерами, в частности, якобы была сорвана сделка с «БелпортИнвестментс Лимитед» по продаже последней в августе 2011 года 9,74 % акций компании за 203,2 млн долларов. Спустя восемь месяцев обвинение по ч. 1 ст. 185.4 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг») было предъявлено начальнику юридической службы тольяттинского холдинга Андрею Кинчарову и его подчиненному Евгению Муратову.

Правда, следователи не смогли передать дело в суд, и в ноябре 2013 года оно было прекращено «за отсутствием состава преступления». В ушедшем году начали происходить сомнительные действия со стороны следователей - Следственное управление Следственного комитета РФ по Приволжскому федеральному округу по заявлению «Уралхима» возбудило еще одно уголовное дело в отношении господина Королева. Дело было возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). Евгений Королев, по версии следствия, по заниженной цене продал актив ТоАЗа (производство метанола с земельным участком). Позже два дела в отношении Евгения Королева были объединены в одно производство. Следствие по этому делу в настоящий момент продолжается. Параллельно с этим снова начали происходить перебои с поставками. В итоге, Махлай вынужден не возвращаться в Россию.

«Стратегия Мазепина»

Дмитрий Аркадьевич сделал стремительную карьеру почти сразу после ухода из «Сибура». Мазепин, по слухам, захватил химическое предприятие «Азот». Тогда же, в 2004 году, компания «Конструктивное бюро», контролируемая Мазепиным, на открытом аукционе РФФИ приобрела контрольный пакет акций ОАО «Кирово-Чепецкий химкомбинат». Тогда Мазепин чудесным образом обыграл «Газпром» (Дмитрий Аркадьевич работал в нулевых на газового монополиста и приобрел там много хороших знакомств) на аукционе по продаже госпакета акций Кирово-Чепецкого химкомбината (КЧХК): он достался неизвестному ЗАО «Финтрастком», действовавшему в интересах Мазепина. В «Газпроме» были уверены, что Мазепин заранее знал, сколько готовы отдать соперники, и подготовился.

Уже в 2005 году Мазепин возглавил совет директоров КЧХК. Позже «Конструктивное бюро» приобрело пакеты акций пермских АО «Галоген» и «Минудобрения», березниковского АО «Азот», волгоградского «Химпрома» (передан «Ренове» Вексельберга в 2006 году). А в 2007 году на базе активов холдинга «Конструктивное бюро» создаётся открытое акционерное общество «Объединенная химическая компания «Уралхим». В июне 2008 года приобретены 75,01 % акций ОАО «Воскресенские минеральные удобрения».

Припомнить стоит и то, как Мазепин в 2009 году довел до остановки подмосковный завод «Воскресенские минеральные удобрения», принадлежащий холдингу «Уралхим».

Но если за всеми мытарствами Сергея Махлая стоит действительно Дмитрий Мазепин, противостояние скоро может закончиться. У Дмитрия Аркадьевича проблемы - компания в этом году подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на холдинг «Фосагро» Андрея Гурьева, заполучив себе врага. Более того, материнская компания расположена на Кипре в Uralchem Holding plc, а ведь Кремль в этом году дал четкий месседж: вернуть активы из-за рубежа. Агрессивная игра Мазепина притягивает новых врагов и внимание. И пока Махлай отсиживается за границей, у «химического миллиардера» могут возникнуть проблемы на родине.

Комментариев нет:

Отправить комментарий