среда, 20 мая 2015 г.

«Саморегулирование» коррупции

Как чиновники НОРСТРОЯ сумели подстроить систему саморегулирования в строительстве «под себя»
pic_1366892979Одна из самых масштабных и значимых реформ в российской экономике, призванная победить коррупцию в строительной отрасли, потерпела сокрушительное фиаско, — считают авторы журналистского расследования в гезете «Совершенно секретно».
Это единственный вывод, который напрашивается при прочтении последних сводок МВД и материалов прессы, посвященных арестам в аппарате объединения НОСТРОЙ. Главная из саморегулируемых организаций отрасли оказалась подконтрольной всё тем же чиновникам-взяточникам, которые надзирали за строительством в «хлебные» девяностые и нулевые.

Идея перевода лицензирования в строительстве из-под прямого контроля государства в ведение саморегулируемых организаций (СРО) была основана на стремлении не только повысить меру ответственности каждого из участников отрасли, но и сломать существовавшую до этого насквозь коррумпированную систему – когда успех строительного бизнеса напрямую зависел от «хороших отношений» его владельца с Ростехнадзором. В 2009 году идея была воплощена в жизнь, и новый механизм в самом начале показал серьезную эффективность. В 2010-13 годах резко выросли объемы строительства, не было серьезных претензий по качеству выдаваемых допусков. Однако события последнего года показали, что надежды оказалась призрачными: за вывеской СРО снова примостились те же самые чиновники, буквально терроризировавшие отрасль шесть лет назад.
В конце марта сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК) арестовали двоих функционеров НОСТРОЙ – Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. Задержанным – заместителю начальника управления объединения Владимиру Шадрину и начальнику отдела контроля Владимиру Богачеву – было предъявлено обвинение в шантаже и получении взятки от директора СРО из Санкт-Петербурга «Первое строительное объединение» Николая Сорокина. Пострадавший рассказал следователям, что Шадрин, Богачев, а также их начальник – руководитель аппарата НОСТРОЙ Николай Капинус – требовали с него 1 миллион разово и по 500 тыс. руб. ежеквартально за «покровительство». Заметим, что основной функцией НОСТРОЙ является надзор за деятельностью СРО, и вот за эту «абонентскую плату» сотрудники объединения обещали «закрывать глаза» на все нарушения, выявляемые при проверках его организации.
После того, как новость об аресте стала достоянием масс, в прессе появились интересные подробности. Оказывается, все «герои» этой истории – и Шадрин, и Богачев, и сам Капинус – бывшие сотрудники того самого Ростехнадзора, от финансовой тирании которого была призвана избавить строителей реформа. Более того, возглавляет НОСТРОЙ экс-руководитель этой же Федеральной службы Николай Кутьин, сколотивший за время своей карьеры в Ростехнадзоре поистине скандальную репутацию.
Выяснилось, что Кутьин, тихо уволенный из Ростехнадзора в 2013 году под аккомпанемент десятков уголовных дел, возбужденных в отношении чиновников этого ведомства, недолго оставался за задворках большой коррупции. Всего девять месяцев он проработал в ОАО «Трансинжстрой», а затем возглавил НОСТРОЙ, должность президента которого является выборной. О «честных выборах» этого президента строители до сих пор вспоминают с содроганием. Говорят, что в марте-апреле 2014 практически в каждую СРО звонили представители территориальных отделений Ростехнадзора с настойчивой «рекомендацией» голосовать за Кутьина. В противном случае – «вы же сами понимаете, может случиться всякое…»
При этом Кутьин, что удивительно, вообще не имел права занимать эту должность – с точки зрения закона № 273 «О противодействии коррупции». Чтобы устроиться на работу в поднадзорную организацию (а Ростехнадзор раньше напрямую контролировал деятельность СРО), Кутьину требовалось получить письменное разрешение от бывшего работодателя, то есть, от премьер-министра РФ. Письма такого Кутьину никто не давал, но даже если бы оно было, в соответствии с тем же федеральным законом, он все равно смог бы прийти на работу в НОСТРОЙ только через два года после увольнения из Ростехнадзора, но никак не через 9 месяцев!
Помимо всего прочего г-н Кутьин не имеет ни только строительного, ни только технического, но и, по всей видимости, никакого внятного образования. Ведь странный и никому не известный частный ВУЗ под названием Московский новый юридический институт будущий «стратег» сумел закончить лишь в 1998 году, в солидном возрасте, уже занимая серьезный государственный пост! Понятно, что в 90-годы в стране царил беспредел, но не до такой же степени.  И что это за ВУЗ? Межведомственная комиссия Минобрнауки, решала судьбу отечественных ВУЗов и искала тех, кто не вполне достоин работать в системе высшего образования. Неэффективными были признаны 14% из 934 образовательных организаций, принявших участие в мониторинге.  Вообще не рассматривались вузы с количеством студентов менее тысячи. С них, в частности, есть «Российская школа частного права», «Московский открытый юридический институт» и некоторые другие. Вообще не учтены в рейтинге несколько совсем уж «отстойных» ВУЗов, в том числе, и Московский новый юридический институт, у которого по образовательной деятельности выставлен показатель — 0. Вот это и есть «Альма-Матер» Николая Георгиевича…
Стоит ли говорить, что, заняв кресло президента НОСТРОЙ, Кутьин тут же перетащил в объединение всю «команду единомышленников» из  Ростехнадзора? Чем закончилось такое «командное мышление», мы теперь видим из криминальных сводок…
Примечательно, что, работая в Ростехнадзоре, Кутьин прославился темпами выдачи разрешений на регистрацию СРО – при нем их появилось более полутысячи. Тогда же в СМИ появились расследования, показавшие, что многие из этих СРО создавались чиновниками «под себя»: их руководителями становились родственники, хорошие знакомые, в общем, доверенные лица сотрудников Ростехназдора (а для энтузиастов «с улицы» существовали негласные тарифы: до 14 млн. рублей за регистрацию СРО). Таким образом, с самого начала чиновники делали все возможное, чтобы провести «революционные перемены», ничего не меняя. А довершило профанацию реформы избрание Кутьина президентом головного надзорного органа этой системы..

Комментариев нет:

Отправить комментарий