пятница, 11 декабря 2015 г.

Михайлов и подельники

ОАО «Российские железные дороги» — сколько о нем говорилось в последнее время! Бывшее министерство, госмонополия, крупнейший работодатель России, безграничный повод для критики и… бескрайнее пространство для работы разного рода аферистов.

Несмотря на то, что прибыль гиганта исчисляется миллиардами, денег все время не хватает – то пригородные поезда отменят, то персонал на неполную рабочую неделю переведут, то плату за проезд повысят. Недавно все закончилось отставкой, казалось бы, непотопляемого президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина.

Сказать, что причиной такого печального состояния госмонополиста является неэффективное руководство, будет недостаточно. Вокруг РЖД годами крутился сонм проходимцев разного калибра, буквально высасывавших из компании бюджетные миллиарды. Воровали бессовестно и воровали вагонами. Разработкой каких-то хитроумных схем, которые украсили бы детективный роман, никто, как правило, себя не утруждал и от того хищения зачастую выглядели довольно комично.

Распил был наглым и даже иногда показательным. Одним из самых заметных носителей идей кондового демонстративного воровства той эпохи был одиозный пиарщик Сергей Михайлов, основатель агентства «Михайлов и партнеры». Да-да, тот самый, что впоследствии трудился над улучшением публичного имиджа экс-министра Сердюкова. Однако прежде чем Михайлов попытался создать образ вора с человеческим лицом, он успел вдоволь поживиться за государственный счет в РЖД.

Возникает резонный вопрос: как вором может быть не бухгалтер или брокер, а пиарщик? Легко. Достаточно иметь заказчика, который обладает практически неограниченным источником финансирования, очень заботится об имидже компании, но в то же время не вполне себе представляет, что хочет получить на выходе. Попав в РЖД, Михайлов быстро смекнул, что к чему.

В 2006 году, когда из советника президента компании он стал начальником департамента коммуникаций, конкурс на представительство РЖД «в сфере рекламно-информационной деятельности на всей сети железных дорог» выиграло некое ООО «Лайса». Вряд ли многие слышали об этом агентстве на тот момент, потому что среди лидеров рекламного рынка (которые, к слову, на конкурс допущены не были) его никогда не было и единственное, чем «прославилась» эта контора – скандал с парализованным московским метро, когда при установке рекламного щита были повреждены перекрытия метротоннеля.

Но всем грандам рекламного рынка, которые по логике вещей могли бы рассчитывать на более чем привлекательный подряд, госмонополия по неизвестным причинам предпочла непонятно кому принадлежащее ООО «Лайса».

Сумма 15-летнего контракта, естественно, исчислялась миллионами долларов. Лишь в 2014 году выяснилось, что таинственное ООО принадлежало Виталию Кривенко, ближайшему соратнику Сергея Михайлова, с которым они работают вместе еще с начала 90-ых. «Лайса» приносила Михайлову и его партнерам минимум $8 млн в год. С тех славных времен еще сохранились абсолютно психоделические картинки с развешенной «Лайсой» социальной рекламой в духе «знала девочка прекрасно: по путям ходить опасно!» Аналогичными методами деньги РЖД выводились и обналичивались при помощи других подставных структур, например, дочернего агентства «МиП» под названием «Т+», которым сейчас руководит ставленник Михайлова Алексей Гореславский.


Но даже $8 млн в год – это несерьезно для личности масштаба Михайлова. В 2007 году РЖД затеяло ребрендинг, на который было решено потратить… $150 млн! Это при том, что на капитальный ремонт подвижного состава госмонополия в год тратила $4-6 млн, не больше. Что включал в себя ребрендинг, наверное, помнят все, кто хоть раз бывал рядом с железной дорогой или вокзалом. Поезда перекрасили в серый цвет, а логотип, на разработку которого якобы ушло $700 тыс., на самом деле был беззастенчиво украден у гонконгской Kowloon-Canton Railway Corporation. Также в программе были рекламные кампании по несколько миллионов долларов каждая, в результате которых в Москве, например, появились брандмауэры с изображением вокзала Нового Уренгоя. Кому и зачем они понадобились, неясно, но Сергея Михайлова наверняка волновал не этот вопрос.

Вспомнить можно еще многое. Видеоролик с призывом оплачивать проезд, где граждане России показаны нецивилизованными дикарями, душераздирающие мультфильмы о «Сапсанчике» и хулиганах и многое другое. Бренд РЖД, разумеется, не стал от этого популярным и уважаемым...

Комментариев нет:

Отправить комментарий