понедельник, 9 февраля 2015 г.

«Иностранные агенты» в Минздраве?

Руководство Минздрава оказалось заподозрено в лоббировании интересов немецкой компании KaVo. Возможно, в этом скандале замешаны министр здравоохранения Вероника Скворцова и глава Росздравнадзора Михаил Мурашко.

Почему вмешалась ФАС?



Новый коррупционный скандал в Министерстве здравоохранения Российской Федерации разгорелся после проверки деятельности этого ведомства со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Как выяснилось, чиновники Минздрава при составлении требований к оснащению клиник явно отдавали предпочтение иностранным производителям. Причем, высокопоставленные управленцы из Минздрава защищали интересы совершенно определенных коммерческих структур.

Более того, коммерческие медучреждения из разных регионов России уже назвали требования министерства абсурдными. Руководство клиник подозревает Минздрав в лоббировании интересов конкретных производителей и приводит примеры, когда требуемый аппарат производится только одной компанией и не имеет аналогов на российском рынке.

Получается, что пока президент РФ Владимир Путин говорит о необходимости замещения иностранных товаров продукцией отечественных производителей, подчиненные министра здравоохранения Вероники Скворцовой намеренно защищают интересы западных корпораций. К счастью, ФАС уже отреагировала на жалобы частных клиник и выявила конкретные факты лоббизма.

Чьи интересы защищают подчиненные Вероники Скворцовой?

Для того, чтобы понять, чьи именно интересы отстаивают высокопоставленные чиновники из Минздрава, достаточно разобрать наиболее распространенные жалобы со стороны руководителей частных клиник.

К примеру, в 2014 году в ФАС обратилась компания «Красивая улыбка», которая открыла взрослую стоматологическую клинику в селе Еткуль в Челябинской области. Компания хочет теперь открыть в клинике детский кабинет. Чтобы получить лицензию на это, нужно купить оборудование из перечня, который утвердил Минздрав. В ФАС компания пожаловалась на необходимость купить аппарат для диагностики кариеса.

Вероника Скворцова

Как выяснилось, на российском рынке есть только один аппарат, который подходит под определение Минздрава. Это Diagnodent немецкой компании KaVo. До кризиса он стоил 180 тыс. рублей.

Похожая ситуация наблюдается и с аппаратом для смазки наконечников стоматологической установки. Этот препарат так же производится немецкой KaVo.

Фирмы с «немецкой пропиской»

Но не только интересы KaVo лоббируют представители Минздрава. К примеру, в стандарт оснащения кабинета врача-невролога и клинико-диагностического кабинета включено изделие производства компании HASOMED GmbH стоимостью 4600 евро и последующим содержанием 1200 евро в год. Аналогов данному устройству на российском рынке нет. По мнению врачей, использование этого устройства необязательно. Несложно догадаться, что HASOMED GmbH так же родом из Германии.

При этом некоторые немецкие заводы вовсе не отличаются высоким качеством. Например, по объему забракованной продукции, выявленной Росздравнадзором в первом полугодии 2014 года, особо выделяется компания «Мукос Эмульсионс ГмбХ» из Германии.

Таким образом, получается, что далеко не все немецкие производители отличаются высоким качеством, однако, почему-то именно на них «делает ставку» руководство Минздрава.

Тайная «кормушка» российского Минздрава?

По мнению экспертов, составление государственных стандартов для оснащения клиник имеет явную коррупционную составляющую. Все дело в том, что сами по себе аппараты той же KaVo, не имеющие аналогов в РФ, в эти стандарты попасть не могли.

Очевидно, что их туда внесли с одобрения руководства Минздрава. При этом Росздравнадзор не находит в подобных поставках ничего преступного.

Но почему именно KaVo и HASOMED GmbH заполоняют определенные нищи на медицинском рынке России? Или же просто немецкие коммерсанты научились давать «откаты» российскому Минздраву и Росздравнадзору? Кстати, в Германии гиганта Siemens уже не раз обвиняли в даче взяток в России. Однако внутри РФ силовики как-то «не особо активно» ищут тех, кому предназначались взятки от немецких концернов.

Как глава Росздравнадзора «попался» на томографах?

Впрочем, о какой борьбе с коррупцией при госзакупках Минздрава может идти речь, если глава Росздравнадзора Михаил Мурашко сам «засветился» в коррупционном скандале. Ведь с 2006 по 2011 год он был министром здравоохранения Республики Коми.

На этой должности Мурашко проходил свидетелем по уголовному делу, связанному с закупкой по завышенным ценам компьютерных томографов для лечебных учреждений Коми .

Так в 2011 году правоохранители пришли к выводу, что Минздрав Коми (который ранее возглавлял Мурашко) потратил слишком много денег на закупку томографов из-за просчета начальника ГУ РК «Главное управление материально-технического обеспечения здравоохранения РК» Сергея Кончица. Он должен был провести мониторинг цен и определить реальную стоимость оборудования. По мнению следствия, при расчете цены Сергей Кончиц совершил халатность, которая обошлась бюджету почти в 16 миллионов рублей .

Впрочем, независимые эксперты назвали эту «халатность» обыкновенным «распилом», а тот факт, что Мурашко длительное время не являлся на допросы и публично оправдывал Кончица, заставило специалистов предположить, что Мурашко так же «был в доле» и «кое-что поимел из этих 16 млн.руб.»

Скворцова замешана в лоббизме?

Впрочем, и сама министр Скворцова оказалась замешана в «лоббистских скандалах». Взять, к примеру, знаменитый скандал с закупками «Арбидола» для Госрезерва в качестве препарата для борьбы с гриппом. Именно из-за этого государственного «мега-контракта» экс-министра Татьяну Голикову заподозрили в лоббизме этого медицинского препарата и дали кличку «мадам Арбидол». Более того, считалось, что Голикова аффинирована с фирмой «Фармстандарт», производящей «Арбидол», и получает финансовую выгоду от продаж этого препарата .

Однако, как выяснилось, это не Голикова, а именно тогдашний заместитель министра Скворцова подписала соответствующее информационное письмо №24-0/10/1-5039 от 25 августа 2009 года с рекомендациями по лечению гриппа, а также аналогичный документ за №24-0/10/2-1896 от 20 марта 2013 года, но уже будучи главой Минздрава. Врачам всех лечебных учреждений страны для профилактики и лечения гриппа предписывалось рекомендовать «Арбидол».

В данном случае можно сделать вывод, что это именно Скворцова является истинным лоббистом интересов «Фармстандарта» и, скорее всего, она получила за продвижение «Арбидола» немалые «откаты».

Похоже, что в деле о лоббировании интересов немецких компаний KaVo и HASOMED GmbH так же не обошлось без участия министра Скворцовой, которая ранее так активно ратовала за сотрудничество врачей из России и Германии . Похоже, глава Минздрава имеет в этом процессе и свой личный финансовый интерес. Интересно, не к ней ли идут «откаты» от немецких фирм?


Комментариев нет:

Отправить комментарий